Миди–модификаторы Cubase

Ранее я уже затрагивал тему о применении Миди-модификаторов в работе над музыкальными партиями в Кубэйсе.
В одной из шутливых статей, под названиями "Стать композитором", использовалась функция случайности для превращения одной единственной ноты в музыкальную последовательность, очень похожую на современную академическую музыку.
Также миди-модификаторы упоминались в одном из уроков по созданию первой песни на ПК, там с их помощью менялась тональность проекта без изменения нотного текста.

cubase-midi-modifiers

Но хотелось бы поговорить об этих полезных модификаторах поподробнее и посмотреть, где их можно применить.

Итак, перемещаемся в Панель инспектора и находим там раздел - MIDI Modifiers. Если такого раздела не видно (у меня, например, он был скрыт), тогда щёлкаем пр. кнопкой в Панели инспектора и в открывшемся меню ставим галочку рядом с названием MIDI Modifiers. Откроем этот раздел и рассмотрим все его пункты...
  • Transpose - по названию уже видно, что здесь делается транспонирование (изменение тональности).
Чем удобен этот модификатор - он транспонирует уже написанную нотную партию на указанные значения вверх или вниз, при этом сама партия остаётся неизменной, и вы в любое время сможете вернуться к исходному варианту, просто сбросив значение до нуля.
Но это не всё. При подключенной миди-клавиатуре вы сможете музицировать с этим модификатором в любой тональности, при этом пользуясь только, например, до-мажором. Попробуйте, установите значение +1 и поиграйте по белым клавишам. На слух всё будет звучать в до-диез (или ре-бемоль) мажоре. Если вы включите запись, то во время этой записи так и будете звучать в изменённой тональности, при этом ноты всё равно запишутся в до-мажоре.
Как менять значения в этом и остальных модификаторах. Либо двойным щелчком по полю с цифрами, а затем ввести с клавиатуры (что самое удобное), либо, удерживая это поле лев. кнопкой, двигать мышь вверх-вниз (при нажатой Alt справа появится регулятор, зачем-то) или просто - щёлкая по маленьким стрелкам справа.
  • Velocity Shift - изменение параметра velocity, увеличить-уменьшить.
Вообще, над velocity в уже написанной партии лучше работать не при помощи этого модификатора, а "вручную", т. е. над каждой нотой - об этом говорилось в статье "Оживить компьютерную музыку". Но, этот модификатор может оказаться полезным при игре на миди-клавиатуре: например, вы слабенько жмёте на клавиши, но, увеличив значение Velocity Shift, вы добавите своей игре силы. Также, если вы слишком сильно стучите по клавишам или у вашей миди-клавы не взвешенная механика, с этим модификатором вы сыграете мягче (понизив значение).
  • Velocity Compression - это для компрессирования параметра велосити.
В отличие от Vel. Shift, который изменяет параметр на сколько-то, Vel. Comp. меняет параметр во сколько-то. Так, например, если вы установите значение 2/1, то параметры увеличатся в 2 раза. Если установить 1/2 - уменьшатся в 2 раза. Значения можно ставить и 2/3 и 5/2 - принцип простой математический: реальное значение делится на число после слэша "/", а затем умножается на число до слэша.
  • Lenght Compression - компрессирование длительности.
Прицип такой же, как и у предыдущего модификатора, изменяет длительность во сколько-то раз.
Нормального применения двум этим модификаторам я не нашёл, но это не значит, что его нет. Например, компрессия длительности может пригодиться, если последовательность нот, сыгранную связно (легато), вы хотите превратить в короткие ноты (стаккато) - ставите 1/2 (3, 4 и т. д.) и они укорачиваются. Замечу, что этот модификатор действует с уже записанной партией, но не во время игры на миди-клаве.
  • Random и Range модификаторы - случайно меняющие параметры, о них подробно говорилось в статье "Стать композитором".
Сейчас я только расскажу, где их можно очень хорошо применить. Возьмём созданную нами партию ударных - мы нарисовали в ней ноты (в Drum Editor или редакторе клавиш) и теперь можем немного "оживить" игру виртуального барабанщика.
Нам очень поможет в этом модификатор из серии Random - Position, он будет случайным образом смещать положение нот во времени, некоторые играть чуть раньше, некоторые с опозданием - понятно, что изменения будут незначительными, но ведь примерно так и играет живой человек.
В полях min (-) и max (+) устанавливаем значения в тиках (ticks), в пределах которых будут происходить изменения. Здесь уже на слух - как только игра становится явно неровной, уменьшаем диапазон изменений. В поле min (-) вы задаёте время запаздывания нот, в поле max (+) - опережение.
Если вы в обоих полях зададите одинаковое значение, например, и там и там "+100", тогда вся ваша партия будет опережать на 100 тиков (ударник свингует).
Разнообразить таким образом можно любую партию. Также, если добавить модификатор из серии Random - Velocity, тогда и в силе извлечения нот тоже появится некоторая "живость"...
Ещё с пользой можно применить модификатор из серии Range - Velocity Limit.  Если в полях min и max установить одинаковые значения, тогда при игре на миди-клавиатуре все ноты будут звучать с одинаковой силой.
И напоследок.. Если вы хотите перевести изменения, сделанные модификаторами, в реальные миди-сообщения, для этого в Кубэйсе есть функция Merge MIDI.
Выберите нужный трек, установите локаторы на требуемую ширину будущего лупа:
cubase-midi-modifiers
и в меню MIDI выберите Merge MIDI in Loop. В открывшемся окне поставьте галочку Erase Destination - стереть оригинал и заменить новым регионом. Теперь, в новой партии ноты будут видоизменены в соответствии с настройками модификаторов, а также с миди-эффектами (inserts). Не забудьте теперь отключить их в Панели инспектора, иначе они будут продолжать изменять ноты.