Работа в Score Editor – options

Ранее мы разобрались с настройками вида нотносцев, а также с отображением в партитуре партий для транспонирующих инструментов.
Теперь перейдём с вкладки Main ("Score Settings") на вкладку Options. Здесь присутствуют дополнительные настройки отображения нот для нотоносца.
Switches - параметры для штилей нот и их объединения по группам.
Установив галочку на "Flat Beams", вы сделаете линии (Beams), объединяющие штили нот ровными по горизонтали, а не наклоняющимися относительно высоты нот:
cubase-score-editor
"Flat Beams" выключен.

cubase-score-editor
"Flat Beams" включен.
Наклон всё же нужен, т. к. дополнительно помогает при чтении нот определять движение мелодии.
Если поставить галочку на "No Beams", тогда ноты не будут группироваться, а будут каждая по отдельности. Такой режим отображения подойдёт для партии голоса, где каждый слог приходится на отдельную ноту:
cubase-score-editor
Действие остальных параметров из раздела Switches видно уже в процессе работы над партитурой в сочетании с ручным группированием. Сразу попробуем этот метод.
Начните вводить одному из инструментов ноты шестнадцатыми длительностями. Выберите эту длительность в блоке кнопок:
cubase-score-editor
указатель мыши примет вид ноты - это инструмент Insert Note, который, кстати, можно выбрать и в верхней панели инструментов:
cubase-score-editor
Затем поставьте на нотоносец, например, 8 нот, можно обычную гамму.
По умолчанию шестнадцатые ноты группируются по четыре штуки, но иногда требуется сгруппировать по-другому. Выберите для мыши инструмент Object Selection, это простая стрелка в той же панели инструментов, и этой стрелкой выделите группу нот, над которой будете работать - все восемь.
Теперь щёлкните пр. кнопкой по одной из выделенных нот - откроется подменю, нас интересует группировка Group/Ungroup - Beam:
cubase-score-editor
После этого все выбранные ноты объединятся линейкой в одну группу.
Вновь вернёмся к разделу Switches в настройках и посмотрим, как действуют остальные его параметры. Если вы снимете галочку с "Beam Subgroups", то группа объединённых нот не будет разбиваться на подгруппы, как это делается обычно в нотной записи:
cubase-score-editor
Сравните с вариантом при установленной галочке, когда группа всё же делится на подгруппы:
cubase-score-editor
Всё-таки вариант с разделением на подгруппы более удобен для чтения нот, потому лучше эту галочку оставить.
А вот следующий пункт "16th Subgroups" делит группу 16-тых ещё надвое - установка этой галочки больше подойдёт для произведений с не обычными размерами, вроде 4/4 или 2/4 (также 3/4), а с более мелкими - например, 6/8 или 10/8 - в общем там, где доли такта идут восьмыми. Сравните варианты - без "16th Subgroups":
cubase-score-editor
и с разделением:
cubase-score-editor
Второй вариант более удобен для чтения (кстати, работает только с установленной галочкой на предыдущем параметре - "16th Subgroups").

С группировкой штилей разобрались, теперь перейдём в следующий раздел вкладки "Options" - System Sizes. По названию уже понятно, что здесь настраиваются размеры линий в нотоносцах. Самый первый параметр - System Lines - указывает количество линий в нотоносце. Обычно их пять, но иногда требуется изменить их кол-во, например, для гитарной табулатуры использовать 6 штук, а для бас-гитары сделать 4 линии.
Параметр Add Space изменяет расстояние между линиями. Опять же, для той же табулатуры требуется больше расстояния - можно увеличить этот параметр и сделать нотоносец шире.
И последний параметр Size меняет общий размер выбранного нотоносца, включая всё, что на нём находится - ключ, ключевые знаки, сами ноты и т. д.

В разделе Note Limits вы можете ограничить диапазон отображаемых в партитуре нот. Все ноты, вышедшие за этот диапазон будут отображаться светло-серым цветом, а если вы зайдёте в настройки (File - Preferences - Score - Editing) и поставите галочку рядом с "Hide Notes Beyond Limits", тогда эти ноты вообще не будут отображаться в партитуре.
Для чего это может быть полезно. Есть VST-инструменты, управление которыми осуществляется при помощи дополнительных клавиш на клавиатуре. Т. е., основная нота пишется как обычно, а вот её параметры задаются другой нотой (обычно, в нижнем диапазоне), которая сама по себе не имеет звучания, но воздействует на основную ноту. Например, в RealGuitar такими дополнительными нотами указываются приёмы исполнения основной ноты или аккорда - удар вниз, вверх, заглушить, арпеджировать и пр. Или в VSL (Vienna Symphonic Library) на дополнительные ноты настроено переключение артикуляции.
Понятно, что в партитуре нам нужны только основные ноты, а дополнительные будут портить вид, особенно если они находятся на несколько октав ниже. Здесь мы и можем ограничить диапазон, чтобы дополнительные ноты выполняли свою функцию, но в партитуре не мешались.
Ну и раздел "Score Drum Map" настраивает вид нотносца для ударных, а в разделе "Fixed Stems" вы ограничиваете высоту штилей для разных "голосов" в ударных - высота не будет превышать заданных значений:
cubase-score-editor
Опять же, если вы выбрали Presets - Jazz+pop - Drumset, то делать какие-то настройки в этих разделах не обязательно, разве что сделать нотоносец из одной линии (как для некоторой перкуссии симфонического оркестра), установив галочку на "Single Line Drum Stuff".

Сервис, где вы можете выкладывать или продавать ваши ноты:
Скачать мои произведения