Ранее мы разобрались с настройками вида нотносцев, а также с отображением в партитуре партий для транспонирующих инструментов.
Теперь перейдём с вкладки Main ("Score Settings") на вкладку Options. Здесь присутствуют дополнительные настройки отображения нот для нотоносца.
Switches - параметры для штилей нот и их объединения по группам.
Установив галочку на "Flat Beams", вы сделаете линии (Beams), объединяющие штили нот ровными по горизонтали, а не наклоняющимися относительно высоты нот:
![cubase-score-editor](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiXYXcF2DAQTYNuXUFxz8eZICHOQu3yqJQxRFkrbtXOUdDKMK1JWb4Fw6A2xonChXSxPVfhAImAHaQpmC4UWzXp3fPxgdsX5hEIi0HX0t30LHFQVS7X28Dqbdm2i9abRtw8i1uLp-v9kVJS/s1600/flat_beams_off.gif)
![cubase-score-editor](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEj1DbUunJxotsAShL9yvtt4p5pPdZQ8joptHaTgFCX6F405kxJugoQwSSfAtuSwNgLU1nEOg-euCnX69YLHP9QgZ0W9xRviE3SRN8h198JzQJA5sEyx4Xnq4TZ6gzYGP-eaFBgYkdeh9EZ1/s1600/flat_beams_on.gif)
Если поставить галочку на "No Beams", тогда ноты не будут группироваться, а будут каждая по отдельности. Такой режим отображения подойдёт для партии голоса, где каждый слог приходится на отдельную ноту:
Действие остальных параметров из раздела Switches видно уже в процессе работы над партитурой в сочетании с ручным группированием. Сразу попробуем этот метод.
Начните вводить одному из инструментов ноты шестнадцатыми длительностями. Выберите эту длительность в блоке кнопок:
указатель мыши примет вид ноты - это инструмент Insert Note, который, кстати, можно выбрать и в верхней панели инструментов:
Затем поставьте на нотоносец, например, 8 нот, можно обычную гамму.
По умолчанию шестнадцатые ноты группируются по четыре штуки, но иногда требуется сгруппировать по-другому. Выберите для мыши инструмент Object Selection, это простая стрелка в той же панели инструментов, и этой стрелкой выделите группу нот, над которой будете работать - все восемь.
Теперь щёлкните пр. кнопкой по одной из выделенных нот - откроется подменю, нас интересует группировка Group/Ungroup - Beam:
После этого все выбранные ноты объединятся линейкой в одну группу.
Вновь вернёмся к разделу Switches в настройках и посмотрим, как действуют остальные его параметры. Если вы снимете галочку с "Beam Subgroups", то группа объединённых нот не будет разбиваться на подгруппы, как это делается обычно в нотной записи:
Сравните с вариантом при установленной галочке, когда группа всё же делится на подгруппы:
Всё-таки вариант с разделением на подгруппы более удобен для чтения нот, потому лучше эту галочку оставить.
А вот следующий пункт "16th Subgroups" делит группу 16-тых ещё надвое - установка этой галочки больше подойдёт для произведений с не обычными размерами, вроде 4/4 или 2/4 (также 3/4), а с более мелкими - например, 6/8 или 10/8 - в общем там, где доли такта идут восьмыми. Сравните варианты - без "16th Subgroups":
и с разделением:
Второй вариант более удобен для чтения (кстати, работает только с установленной галочкой на предыдущем параметре - "16th Subgroups").
С группировкой штилей разобрались, теперь перейдём в следующий раздел вкладки "Options" - System Sizes. По названию уже понятно, что здесь настраиваются размеры линий в нотоносцах. Самый первый параметр - System Lines - указывает количество линий в нотоносце. Обычно их пять, но иногда требуется изменить их кол-во, например, для гитарной табулатуры использовать 6 штук, а для бас-гитары сделать 4 линии.
Параметр Add Space изменяет расстояние между линиями. Опять же, для той же табулатуры требуется больше расстояния - можно увеличить этот параметр и сделать нотоносец шире.
И последний параметр Size меняет общий размер выбранного нотоносца, включая всё, что на нём находится - ключ, ключевые знаки, сами ноты и т. д.
В разделе Note Limits вы можете ограничить диапазон отображаемых в партитуре нот. Все ноты, вышедшие за этот диапазон будут отображаться светло-серым цветом, а если вы зайдёте в настройки (File - Preferences - Score - Editing) и поставите галочку рядом с "Hide Notes Beyond Limits", тогда эти ноты вообще не будут отображаться в партитуре.
Ну и раздел "Score Drum Map" настраивает вид нотносца для ударных, а в разделе "Fixed Stems" вы ограничиваете высоту штилей для разных "голосов" в ударных - высота не будет превышать заданных значений:
Опять же, если вы выбрали Presets - Jazz+pop - Drumset, то делать какие-то настройки в этих разделах не обязательно, разве что сделать нотоносец из одной линии (как для некоторой перкуссии симфонического оркестра), установив галочку на "Single Line Drum Stuff".
Теперь перейдём с вкладки Main ("Score Settings") на вкладку Options. Здесь присутствуют дополнительные настройки отображения нот для нотоносца.
Switches - параметры для штилей нот и их объединения по группам.
Установив галочку на "Flat Beams", вы сделаете линии (Beams), объединяющие штили нот ровными по горизонтали, а не наклоняющимися относительно высоты нот:
![cubase-score-editor](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiXYXcF2DAQTYNuXUFxz8eZICHOQu3yqJQxRFkrbtXOUdDKMK1JWb4Fw6A2xonChXSxPVfhAImAHaQpmC4UWzXp3fPxgdsX5hEIi0HX0t30LHFQVS7X28Dqbdm2i9abRtw8i1uLp-v9kVJS/s1600/flat_beams_off.gif)
"Flat Beams" выключен.
![cubase-score-editor](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEj1DbUunJxotsAShL9yvtt4p5pPdZQ8joptHaTgFCX6F405kxJugoQwSSfAtuSwNgLU1nEOg-euCnX69YLHP9QgZ0W9xRviE3SRN8h198JzQJA5sEyx4Xnq4TZ6gzYGP-eaFBgYkdeh9EZ1/s1600/flat_beams_on.gif)
"Flat Beams" включен.
Наклон всё же нужен, т. к. дополнительно помогает при чтении нот определять движение мелодии.Если поставить галочку на "No Beams", тогда ноты не будут группироваться, а будут каждая по отдельности. Такой режим отображения подойдёт для партии голоса, где каждый слог приходится на отдельную ноту:
![cubase-score-editor](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgRdqkWiGzzWSpf-SqAKZWWGyzQFZFZlTe-NTyr6y9drZcdrDGxvg77VQ0bvMfCxiTnn2Ym1qEfyXEit_1plnxQgOcfjodBmHEyblFlwP3X9n1Az3YTHLQ0HOshLJxPOGbd4nbk8JBq5yrJ/s1600/no_beams.gif)
Начните вводить одному из инструментов ноты шестнадцатыми длительностями. Выберите эту длительность в блоке кнопок:
![cubase-score-editor](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEi6iHj2hTMBCSO908-MMhtaD4UOFalwq9qM0yLjFo0r5qoYIHHSZBXdkooVxDNMdVnWfQpwFwhrDrTVxQqluHXJvPgH7je1MrF78yHdqSuH_4n_Fj2JuxCYIDMOfTaBgncvbzgCksgWM0gr/s1600/16.gif)
![cubase-score-editor](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEguJjmH9l5BrsPC8DTauRkyc7ZUx3-kGualwHCBRE_AmpGOJ49A9aj20eOfpBYwMcbaAHwRkBsiSsMlgJwQFFjVhkOQ8aJVxDiDjqCXsCDlMPCDqZ8jmwatHdtcJTynjSVXFFw7jwRotb1X/s1600/tool_ins_note.gif)
По умолчанию шестнадцатые ноты группируются по четыре штуки, но иногда требуется сгруппировать по-другому. Выберите для мыши инструмент Object Selection, это простая стрелка в той же панели инструментов, и этой стрелкой выделите группу нот, над которой будете работать - все восемь.
Теперь щёлкните пр. кнопкой по одной из выделенных нот - откроется подменю, нас интересует группировка Group/Ungroup - Beam:
![cubase-score-editor](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiuOipQ-I6S0Mz8yJ5RhDaYvFnc3H8eKSzXyd28gFuIEBBfnvEjLDypZsbGqkWYcPLbBQyxqjYZMJ-tUgl69KWrHwoWPwAFdE0kQqPTy_EXpqPGKtrXBGBWhrppnC1BcbhOCG1JBRQIng9B/s320/group_beam.gif)
Вновь вернёмся к разделу Switches в настройках и посмотрим, как действуют остальные его параметры. Если вы снимете галочку с "Beam Subgroups", то группа объединённых нот не будет разбиваться на подгруппы, как это делается обычно в нотной записи:
![cubase-score-editor](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjtezkumNpL1_-OQbB_4moyxUn5wQ2xfwgWXNnsbrU6ZFnsm8S6L1C6kdbwpec5DhCwhon2yLAbMAf04b5r4RQFNP6BiNQs1pC3VYOjlFXZrs55NWYaZPiYb2DbgDRUo_CJSAT-5SB5509T/s1600/subgroups_off.gif)
![cubase-score-editor](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjFVY8roynaMNgvZyUxBw-MGaCEmXmy2dV6GXbUuo1lPW0ON4IvTA037kzj7BL8KT8X53D1UlBPk2ZKAeTO-u4NoJ7buULvfaU2mjKY7ck-zHOfdpC0PVYenXAMfWFqsRieoha_Pvu7dRnf/s1600/subgroups_on.gif)
А вот следующий пункт "16th Subgroups" делит группу 16-тых ещё надвое - установка этой галочки больше подойдёт для произведений с не обычными размерами, вроде 4/4 или 2/4 (также 3/4), а с более мелкими - например, 6/8 или 10/8 - в общем там, где доли такта идут восьмыми. Сравните варианты - без "16th Subgroups":
![cubase-score-editor](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhIhhfJpNXlNl9mPhg_KZ4TUMnczBZcD1LdfJceTul0P6osHsElBtoOwAoR3RAYedMjeTw4XM9HYCf8R90Ln9SjcAUk1qGyTDSqyX7D6b3-jJqX9FmwASXaJ5hLdV3RyvMfnY6GKWQJOs3y/s1600/16sub_off.gif)
![cubase-score-editor](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjWky7eHFlTlvV6q1T3iLTn9IQPxGt8uzghk3mI7Ul3JelSIhqQOd2qhlq1NElrSAHypoHGdjVknAY7opRcmQ6RjLyAr6I9TgQMTXgSwzKvz9JvJJ-9g5SJoWQtcE7igzlp13fPNrHa2Jh5/s1600/16sub_on.gif)
С группировкой штилей разобрались, теперь перейдём в следующий раздел вкладки "Options" - System Sizes. По названию уже понятно, что здесь настраиваются размеры линий в нотоносцах. Самый первый параметр - System Lines - указывает количество линий в нотоносце. Обычно их пять, но иногда требуется изменить их кол-во, например, для гитарной табулатуры использовать 6 штук, а для бас-гитары сделать 4 линии.
Параметр Add Space изменяет расстояние между линиями. Опять же, для той же табулатуры требуется больше расстояния - можно увеличить этот параметр и сделать нотоносец шире.
И последний параметр Size меняет общий размер выбранного нотоносца, включая всё, что на нём находится - ключ, ключевые знаки, сами ноты и т. д.
В разделе Note Limits вы можете ограничить диапазон отображаемых в партитуре нот. Все ноты, вышедшие за этот диапазон будут отображаться светло-серым цветом, а если вы зайдёте в настройки (File - Preferences - Score - Editing) и поставите галочку рядом с "Hide Notes Beyond Limits", тогда эти ноты вообще не будут отображаться в партитуре.
Для чего это может быть полезно. Есть VST-инструменты, управление которыми осуществляется при помощи дополнительных клавиш на клавиатуре. Т. е., основная нота пишется как обычно, а вот её параметры задаются другой нотой (обычно, в нижнем диапазоне), которая сама по себе не имеет звучания, но воздействует на основную ноту. Например, в RealGuitar такими дополнительными нотами указываются приёмы исполнения основной ноты или аккорда - удар вниз, вверх, заглушить, арпеджировать и пр. Или в VSL (Vienna Symphonic Library) на дополнительные ноты настроено переключение артикуляции.
Понятно, что в партитуре нам нужны только основные ноты, а дополнительные будут портить вид, особенно если они находятся на несколько октав ниже. Здесь мы и можем ограничить диапазон, чтобы дополнительные ноты выполняли свою функцию, но в партитуре не мешались.Ну и раздел "Score Drum Map" настраивает вид нотносца для ударных, а в разделе "Fixed Stems" вы ограничиваете высоту штилей для разных "голосов" в ударных - высота не будет превышать заданных значений:
![cubase-score-editor](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhm_MCv3gbslz3zhDdSH9ykLLNND_IzIJscrig4AB8LFmfNkMjM-Fd3aZEX9w2uYaQOTOUE2Pl0U7u1WpsjY_qrctS6w7c19JXBsDaCJqFKQ1gofd6Os_Z-i0nXCoVsyhXfDTBw0KxAudJM/s1600/fixed_stems.gif)