Здесь я расскажу вам, как без усилий и за короткое время создать серьёзную музыкальную пьесу в программе Cubase.
Причём, музыка должна получиться в стиле современной академической композиции.
Для начала открываем программу, меню File - создать новый проект (New project). Затем в меню Project - Add midi track. Сделаем, например, 5 миди-треков, чтобы получился будто бы ансамбль.
Обо всех этих операциях (если вы совсем мало знакомы с программой) подробнее можно прочитать в серии уроков по созданию песни на компьютере.
Теперь надо раздать ансамблю инструменты, для этого в меню Devices выбираем VST Instruments (или жмём F11). Добавляем в слоты пять инструментов - я выбрал стандартные HALionONe. В пресетах каждого Галиона выбираем ансамблевые инструменты - piano, violine, violin 2, cello, doublebass. Подключаем эти инструменты к миди-трекам.
Теперь создадим каждому миди-треку миди-дорожку, просто в верхней части выбираем карандашик и рисуем им части (parts), достаточно по одному такту.
Осталось написать инструментам настоящие современнокомпозиторские нотные партии. Двойным щелчком открываем дорожку миди-трека, вверху выбираем инструмент "линия",
![cubase-composer](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjYXJufnL52MWPejp7D7aXzWVSeDrBZiwFq3Jst4xk6RvHLqaVKwT1E1ryyqh0K7uwSfKOpsDeqUCOkQBnSYxPUiazg5dgCa2mb-0nJkquIwMzvT-nhpHLV3jsCjkOAEsI_03JdCJESVDh1/s1600/draw.jpg)
выбираем квантизацию 1/8
и рисуем линию от начала и до конца партии. У вас должна получиться линия одинаковых нот (я делал линии на ноте До). Можно, конечно, рисовать каждую ноту при помощи "карандаша", но ведь так куда быстрее.
![cubase-composer](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEg-IM_XXDAG7_tUr9dKWwWBkIwUq5E_NTgO4us6W0_z7yc5N7_pqVggl8VLurIf0-0HwlikKBmyglKznBrY-qLBiZxEA_-c2qpfZuEXB-fz-_A9HCeBgOpTFsve-Gl02SfkUmhiHLOzD1Nr/s1600/linia.jpg)
Проделайте то же самое в партиях остальных миди-треков. Можно некоторым инструментам поменять длительности, рисовать линии, например, четвертными нотами (поменяв квантизацию на 1/4).
Затем надо нарисованный один такт накопировать много раз всем миди-трекам, некоторые части для разнообразия заглушить (mute):
Если теперь вы включите воспроизведение, у вас будет звучать ансамбль, играющий одну ноту.
А теперь самое интересное. Слева, в панели Инспектора найдем раздел MIDI Modifiers и откроем его. Если вы не можете найти этот раздел, скорей всего он скрыт - щёлкните пр. кнопкой по панели Инспектора и в выпавшем меню поставьте галочку на MIDI Modifiers. Далее, рассмотрим, что тут есть.
Поскольку наше произведение строится на одной ноте с одинаковыми высотой и velocity, то первая половина раздела нам не понадобится (но подробнее почитать о ней можно в обзоре модификаторов). А вот во 2-й половине находятся пункты Random (случайность) и Range (диапазон) - они-то и превратят нашу одну ноту в музыку.
Рассмотрим пункт Random - здесь вы можете сделать настройки для двух параметров одновременно. Щёлкните по полю со словом Off - выпадет список параметров, которые можно использовать:
Поскольку можно выбрать только два пункта, выберем основные - изменение высоты и силы нажатия (будто бы музыкант по-разному извлекает звуки).
Теперь зададим значения - ширину случайных изменений. Справа от параметра есть поля - min и max, в них вы задаёте, на сколько изменится нота относительно текущего положения. Min - это на сколько вниз, max - вверх.
В пункте velocity тоже выберем на сколько ниже или выше будут делаться случайные изменения силы извлечения ноты.
Я установил такие параметры:
Здесь высота ноты меняется от понижения на 8 полутонов до повышения на 30 полутонов (в случайном порядке). Также сила нажатия меняется от ослабления на 40 единиц до усиления на 60.
Теперь идём в следующий раздел - Vel Filter, который будет ограничивать параметры нот или даже заглушать ноты, выходящие за параметры. Здесь есть 4 пункта:
Для эффекта разнообразия я выбрал Vel Filter - он заглушит ноты, у которых velocity выйдет за границы диапазона, создастся ощущение, что в музыкальной партии присутствуют паузы.
Замечу, что все настройки MIDI Modifiers не влияют на написанный в партиях миди-треков "нотный" текст - если вы откроете Редактор клавиш (Enter) или Нотный редактор (Ctrl+R), то увидите, что визуально никаких изменений нет - у вас всё та же линия из нот одинаковой высоты и velocity. Т. е. изменения происходят лишь на слух, во время проигрывания:
Теперь, чтобы ускорить нашу работу над произведением воспользуемся функцией сохранения настроек и переноса их на другие треки. Найдите на треке такую кнопку:
и нажмите её. Откроется окно MIDI Channel Settings. В левом вехнем углу нажмите на маленький ромбик
В выпадающем меню выберите Save Preset и введите название этого пресета (например "midi-random"). Вы сохранили настройки данного миди-трека, и теперь вам не придётся делать их по-новой на остальных миди-треках. Вы откроете MIDI Channel Settings этих треков, щёлкнете по ромбику и в меню выберете созданный вами пресет ("midi-random").
Можете уже послушать своё сочинение, но пока что не готов один из главных параметров современной музыки - темп. И, конечно, он должен быть неровным и неподдающимся логике. Лучше всего такой темп создать при помощи слайдера Tempo Recording.
Откройте редактор темпа Tempo Track (Ctrl+T) и найдите этот слайдер в верхней части окна:
Включим воспроизведение проекта и в реальном времени будем делать изменения темпа, двигая этот слайдер, плавно и не очень широко.
Достаточно будет сделать тактов 16, а затем продублировать эти "волны", выделяя их (Ctrl+A), ставя курсор дальше и вставляя их (Ctrl+V) - всё это в окне редактора темпа.
Вот и всё. На создание такого произведения уходит несколько минут. Уже послушайте результат:
Можете скачать себе мой шаблон проекта и насоздавать такой "серьёзной" музыки целые альбомы, разве что меняя инструменты и темп и раздавая многозначительные названия:
Итоговый микс у вас всегда будет звучать по-новому и по-разному, ибо рандомизация.
Причём, музыка должна получиться в стиле современной академической композиции.
Сразу предупрежу, что наличие какого либо представления о музыке не требуется...
Дочитайте статью до конца и послушайте произведение, которое в конце концов получилось у меня (и получится у вас). Если что-то будет непонятно, то в конце статьи я выложил готовый проект для Кубейса. Скачаете его и сами всё увидите.
Итак, что надо сделать..Дочитайте статью до конца и послушайте произведение, которое в конце концов получилось у меня (и получится у вас). Если что-то будет непонятно, то в конце статьи я выложил готовый проект для Кубейса. Скачаете его и сами всё увидите.
Для начала открываем программу, меню File - создать новый проект (New project). Затем в меню Project - Add midi track. Сделаем, например, 5 миди-треков, чтобы получился будто бы ансамбль.
Обо всех этих операциях (если вы совсем мало знакомы с программой) подробнее можно прочитать в серии уроков по созданию песни на компьютере.
Теперь надо раздать ансамблю инструменты, для этого в меню Devices выбираем VST Instruments (или жмём F11). Добавляем в слоты пять инструментов - я выбрал стандартные HALionONe. В пресетах каждого Галиона выбираем ансамблевые инструменты - piano, violine, violin 2, cello, doublebass. Подключаем эти инструменты к миди-трекам.
![cubase-composer](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjro7rRYImrXT8ghh1E4h9p8gpAtgPbcW53r4nZK5NRM5qhxRZXTPR4YHBkLfuFFJRUxxlpYjMEhDwqZDL-z2-kIRzuCQdThriJQMbSCitb5NChJF4mp1QDAVPd9diuZRKsjMY-iIRlFqiN/s1600/insert.jpg)
Осталось написать инструментам настоящие современнокомпозиторские нотные партии. Двойным щелчком открываем дорожку миди-трека, вверху выбираем инструмент "линия",
![cubase-composer](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjYXJufnL52MWPejp7D7aXzWVSeDrBZiwFq3Jst4xk6RvHLqaVKwT1E1ryyqh0K7uwSfKOpsDeqUCOkQBnSYxPUiazg5dgCa2mb-0nJkquIwMzvT-nhpHLV3jsCjkOAEsI_03JdCJESVDh1/s1600/draw.jpg)
выбираем квантизацию 1/8
![cubase-composer](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjS_2XvCYUl2nzOrh1IzZlwHAmNUJpalWrmsBgaWMiJNwZOyYfFPgSRs-84wLeoSgvLhi6NOYi3v6x_ZlAEbYbTsEux9QAtbwdWIFUAG0eJpT8UX1TkKpn8sn0DX_71KDd1KaOHzYOmGUng/s1600/q.jpg)
![cubase-composer](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEg-IM_XXDAG7_tUr9dKWwWBkIwUq5E_NTgO4us6W0_z7yc5N7_pqVggl8VLurIf0-0HwlikKBmyglKznBrY-qLBiZxEA_-c2qpfZuEXB-fz-_A9HCeBgOpTFsve-Gl02SfkUmhiHLOzD1Nr/s1600/linia.jpg)
Проделайте то же самое в партиях остальных миди-треков. Можно некоторым инструментам поменять длительности, рисовать линии, например, четвертными нотами (поменяв квантизацию на 1/4).
Затем надо нарисованный один такт накопировать много раз всем миди-трекам, некоторые части для разнообразия заглушить (mute):
Если теперь вы включите воспроизведение, у вас будет звучать ансамбль, играющий одну ноту.
А теперь самое интересное. Слева, в панели Инспектора найдем раздел MIDI Modifiers и откроем его. Если вы не можете найти этот раздел, скорей всего он скрыт - щёлкните пр. кнопкой по панели Инспектора и в выпавшем меню поставьте галочку на MIDI Modifiers. Далее, рассмотрим, что тут есть.
Поскольку наше произведение строится на одной ноте с одинаковыми высотой и velocity, то первая половина раздела нам не понадобится (но подробнее почитать о ней можно в обзоре модификаторов). А вот во 2-й половине находятся пункты Random (случайность) и Range (диапазон) - они-то и превратят нашу одну ноту в музыку.
Рассмотрим пункт Random - здесь вы можете сделать настройки для двух параметров одновременно. Щёлкните по полю со словом Off - выпадет список параметров, которые можно использовать:
- position - случайное смещение позиции ноты в пределах заданных значений
- pitch - случайное смещение ноты по высоте
- velocity - случайное изменение силы нажатия ноты
- lenght - случайное изменение длительности.
Поскольку можно выбрать только два пункта, выберем основные - изменение высоты и силы нажатия (будто бы музыкант по-разному извлекает звуки).
Теперь зададим значения - ширину случайных изменений. Справа от параметра есть поля - min и max, в них вы задаёте, на сколько изменится нота относительно текущего положения. Min - это на сколько вниз, max - вверх.
В пункте velocity тоже выберем на сколько ниже или выше будут делаться случайные изменения силы извлечения ноты.
Я установил такие параметры:
![cubase-composer](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEi1eIxvOMuGZ4AVqNcCDAdbZwUZ-ltXOuo-GHRRpHBkjBL26fkv6KxQz1bQtszsYB0GSwykcANj7RvMxmBZfCjAfVDN8lBEdmLOVWhW9isPbPBS0MZ8fkuRsH0wpb_fiTt4cgD9HcTO0oti/s1600/midi_mod.jpg)
Теперь идём в следующий раздел - Vel Filter, который будет ограничивать параметры нот или даже заглушать ноты, выходящие за параметры. Здесь есть 4 пункта:
- vel limit - ограничение velocity. Не даёт нотам звучать тише или громче положенного. Например, вы установили min - 40, max - 70. Если у вас в проекте есть ноты ниже или выше этих значений (30 или 90, например) - их velocity будет поднято с 30 до 40 и понижено с 90 до 70.
- vel filter - будут заглушены все ноты, значения которых выходят за рамки указанных параметров. Как и в предыдущем примере, вы устанавливаете 40-70, и все ноты выходящие за эти границы (например 30 или 90) попросту не сыграются.
- note limit - так же, выходящие за диапазон высоты ноты будут ограничены до установленных параметров.
- note filter - ноты, выходящие за установленный высотный диапазон, будут заглушены
Для эффекта разнообразия я выбрал Vel Filter - он заглушит ноты, у которых velocity выйдет за границы диапазона, создастся ощущение, что в музыкальной партии присутствуют паузы.
Замечу, что все настройки MIDI Modifiers не влияют на написанный в партиях миди-треков "нотный" текст - если вы откроете Редактор клавиш (Enter) или Нотный редактор (Ctrl+R), то увидите, что визуально никаких изменений нет - у вас всё та же линия из нот одинаковой высоты и velocity. Т. е. изменения происходят лишь на слух, во время проигрывания:
Теперь, чтобы ускорить нашу работу над произведением воспользуемся функцией сохранения настроек и переноса их на другие треки. Найдите на треке такую кнопку:
![cubase-composer](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiJmYEmB-eeUNGRjzZFzeEHXtg1VgS1OzKJp9YLJHXr8zw4W9TjslBMmPHgdq212mSvS1pYvqhXXGKSIMIJgKyRoZhSxe-F73F61uiI7qCFIZHgXoS7aOrmH2pcvmn3IaSNEff6AIbvIE0h/s1600/edit_chset.jpg)
![cubase-composer](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhJ075Yxl4MERrdEPLrRoV9AYOWiidwZ3FCb0KAnt61yehrZLkDiEo29FowX8F1zoJU3nXroaaWxsMP1vYZIgPVVIT36ae8f7LupmsiRJQ6CCdD6FjOykUkVSR07WsuW9aEa7tUw_ZyJ-MX/s1600/romb.jpg)
Можете уже послушать своё сочинение, но пока что не готов один из главных параметров современной музыки - темп. И, конечно, он должен быть неровным и неподдающимся логике. Лучше всего такой темп создать при помощи слайдера Tempo Recording.
Откройте редактор темпа Tempo Track (Ctrl+T) и найдите этот слайдер в верхней части окна:
![cubase-composer](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjMBWiWf_JbWRQIIYMvc_LqmMYh64v53ggD2sVDLj-5WdSuZ0NhCJuMyVRRctK51p_un9Lg6EP5e4q7rg3JUlueGEaNPW96QHSfGaMWCYLIbByp4-WR6EBwmeJ5iC0cdAT71imCC4osvK0O/s1600/tempo_slider.jpg)
Достаточно будет сделать тактов 16, а затем продублировать эти "волны", выделяя их (Ctrl+A), ставя курсор дальше и вставляя их (Ctrl+V) - всё это в окне редактора темпа.
Вот и всё. На создание такого произведения уходит несколько минут. Уже послушайте результат:
Можете скачать себе мой шаблон проекта и насоздавать такой "серьёзной" музыки целые альбомы, разве что меняя инструменты и темп и раздавая многозначительные названия:
Итоговый микс у вас всегда будет звучать по-новому и по-разному, ибо рандомизация.
Главное, никому не говорите, что сделали такое "творение" за несколько минут - скажите: ушли годы...