К основному контенту

Обработка вокала в Cubase – эквалайзер

В прошлом уроке мы сделали динамическую обработку вокала компрессором, теперь займёмся эквализацией.
Там же, в Панели инспектора добавим в следующий пустой слот EQ - StudioEQ.
Здесь всё просто - в эквалайзере четыре блока для управления частотами. Два средних - типа пик (peak), с их помощью можно изменять отдельный участок частотного диапазона:

cubase-equalizer
Центры пиков задаются регулятором Freq, а повышение или понижение участка - регулятором Gain. За ширину пика отвечает параметр Q-Factor, чем больше его значение, тем больший участок частотного диапазона подвергнется изменениям.
Крайние блоки эквалайзера - обрезные фильтры, т. е. обрезают частотный диапазон по краям, до заданных во Freq значений. Но можно менять типы этих двух блоков - в правой их части в выпадающем меню выбирается один из предложенных вариантов:
cubase-equalizer
Peak - тип фильтра станет пиковым.
Shelf - полка, в отличие от обрезного (cut), этот тип фильтра не обрезает частоты после заданных значений, а изменяет. На выбор три его разновидности.
Давайте уже начнём пользоваться эквалайзером.
Конечно, многие звукорежиссёры могут определить на слух, какой частотный отрезок в аудиоматериале и в какую сторону изменить. Но мы пока воспользуемся всё-таки программным анализом и тогда решим, как лучше использовать эквалайзер.
Откроем редактор аудио, выделим мышью волновую форму, например, одного куплета, в меню Audio нажмём Spectrum Analyzer, и в открывшемся диалоге жмём Process. После этого вы увидите окно спектрального анализа для выделенного участка волновой формы. С ним удобней всего работать, если вы поставите галочки на "Freq.Log" (логарифмический вид по горизонтали), также на "dB" (вид в дБ, а не в %, по вертикали).
cubase-spectrum-analyzer
Что мы можем понять по этому анализу. Что основной частотный диапазон моего пения находится в районе 125-700Гц, всякие призвуки (наверное, форманты) - в районе 1000-3500Гц, это видно по сравнительно ровным участкам огибающей. Но из всего этого бросается в глаза, например, торчащий пик на 3300Гц. Если вы проведёте указателем мыши по огибающей в окне анализа, то увидите в его правом верхнем углу данные в цифрах для текущей выбранной частоты на этой огибающей.
Я попробовал на эквалайзере послушать эту выпирающую частоту. Для пикового фильтра установил значение Freq - 3300, ширину полосы (Q-Factor) сделал небольшой, как в окне анализа, и понизил эту частоту. После этого звук стал заметно мягче. И действительно, район этих частот у многих людей делает тембр голоса резким и неприятным.
Также видно то, что ниже 70Гц находится какой-то ровный диапазон частот (особенно - подъём от 31 до 15Гц), но в таком низком диапазоне я уже не пел и, скорей всего, это низкочастотный звук, возникший из-за электрических "наводок" или нестабильного напряжения в сети, не знаю. В любом случае - это ненужный частотный отрезок и его лучше обрезать фильтром (cut), что я и сделал. На слух это не заметно, потому что такие низкие частоты и слышатся плохо и не каждая акустическая система их воспроизведёт.
Попробуйте поработать с эквалайзером, пробуя разные отрезки частотного диапазона, поизучайте. Иногда полезно сомнительную частоту наоборот - поднять (выделить), чтобы убедиться, что она мешает.
После того, как вы настроили эквалайзер для аудиофайла, послушайте его звучание вместе с остальной музыкой, потому что в отдельности он может звучать хорошо, а в миксе - будет чего-то не хватать. Также полезно слушать попеременно с работающим эквалайзером и без него - для этого используйте во время воспроизведения кнопку bypass на самом эквалайзере.
bypass

В общем-то, для обработки вокала достаточно двух эффектов, которые мы изучили - компрессор и эквалайзер. Далее мы добавим в нашу песню немного пространства при помощи эффектов эха и реверберации и закончим песню:

Ещё раз напомню, что всё написанное в этом цикле уроков - для знакомства с основными операциями создания музыки в Кубэйсе, а не подробная инструкция "как сделать, чтоб звучало не хуже запада".

Завершение работы над песней в Cubase

Популярные статьи:

Как загрузить свою музыку в iTunes

Как за один раз выложить треки для продажи в iTunes Store, Яндекс Музыку, Play Google, Amazon и во многие другие популярные интернет-магазины? Можете посмотреть это видео, где за несколько минут на живом примере показан весь процесс регистрации и загрузки музыки на Айтюнс и ещё в десятки магазинов разом через официального дистрибьютора Эппла, Яндекса, Амазона и т. д.: Регистрация на iTunes Или почитать инструкцию далее: В современном мире любой уважающий себя музыкант старается отметиться на каких-то «площадках», на которых, может быть, и не заработаешь миллионы, но повышение статуса среди слушателей гарантировано. Это когда ваша музыка находится в Айтюнсе или Гугл-плее (основные сервисы пользователей айфонов или андроидов), на онлайн-радио, типа Яндекс-музыки или Spotify. И сейчас мы узнаем, как зарегистрироваться на этих площадках плюс получить необходимые авторские права с последующей охраной вашей музыки. Переходим на сайт дистрибьютора Айтюнса и проходим несложную регист

Аудиостоки – список

Здесь представлен список наиболее стабильных работающих стоков для продажи музыки. Также есть краткие пояснения по этим стокам - с какими платёжными системами работают, какие есть нюансы. Pond5 Красивый, удобный сток, причём, не только с музыкой, но и с видео, фото, картинками, а также аудио и видео - эффекты. Цены назначает сам автор, какие захочет - хоть $1000 (есть и такие), автору с них - 50%. Есть возможность встраивать плееры на свой сайт или блог (правда, с автопроигрыванием), удобное добавление тэгов. Вывод денег - Skrill, PayPal. 123RF Заливать треки туда можно по ФТП, перейдя после регистрации по ссылке внизу Sell Images , затем нажав красную кнопку Upload и выбрав галочку Audio . Вывод денег - Skrill, PayPal. Цифровые магазины Конечно, сильно отличается от работы со стоками, но, если есть желание попробовать или просто увидеть свой альбом в магазине Apple (YandexMusic, Google, Amazon и др.), то читайте статью об этом. AudioJungle Австралийский сток с низким